г. Мегион, Ханты-Мансийский АО - Югра
Сайт учителя технологии Титовой Елены Павловны
 Методическая копилка
Общие методические подходы к преподаванию занятий по модулю "Художественная обработка материалов".
 
Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно – прикладных видов декоративного искусства, уходящих корнями в тысячелетнюю историю России.
Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа. Декоративно-прикладное, искусство является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека к действительности и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архитектурой, танцем, музыкой и т.д.
Художественное богатство, совершенство среды, в которой живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Важно, насколько целесообразно и глубоко элементы убранства соответствуют данной обстановки, тому особому ее общественному содержанию, настроению, которые продиктованы утилитарными и духовными потребностями людей. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно-образное содержание, выразительность. В процессе исторического развития художественного творчества сложились и некоторые универсальные законы (принципы) и правила композиций. Это принципы и правила, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как целостность, гармоничность и соразмерность. По своей эстетической специфике декоративное искусство очень близко детям, характерному для детского возраста эстетическому восприятию вещей и обстановки. В частности, обобщенность и заостренность образов свойственна всему изобразительному творчеству детей, видящих изображаемое укрупнено, цельно, без мелочей. Лаконичность форм, украшений, смысловая точность, конкретность и яркость цвета, контрасты в фактурной проработке отдельных элементов композиции – эти и другие черты органически присущи и изобразительному творчеству детей, и высокому профессиональному декоративному искусству. Притягательной силой декоративного искусства является разнообразие и «практичность» многих его видов и жанров Именно поэтому для каждого класса в программе «Технология» предусмотрены разделы «Рукоделие», и каждая девочка может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из направлений рукоделия. В V классе это – лоскутная пластика, один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи. В V классе начинается, с продолжением в VI, приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства – вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно- эстетические качества у девочек. В VII классе рукоделие выражается в одном из наиболее распространенных видов узорного искусства – вязании. В VIII классе для изучения подраздела "Рукоделие" предлагается – кожа – один из самых модных, экологически чистых, но и дорогих материалов. Вот почему так важно ее вторичное использование. Тем более, что в декоративно-прикладных изделиях она прекрасно сочетается с другими природными материалами, в том числе с перьями, сухими травами. Каждая из тем раздела «Художественная обработка материалов» даст поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного. Творчество определяется как деятельность, которая создает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью. Детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников, главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление у ребят формального отношения к выполняемой работе, формирование у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Иначе говоря, речь идет прежде всего о воспитании у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности. Такой подход необходим в любом виде деятельности. В работе учителя со школьниками подросткового возраста, приходится учитывать ряд условий: их деятельность ограничена рамками более простых видов труда, а трудовые умения и навыки только приобретаются в школьных мастерских, в кружках и т. д. В то же время подросткам более свойственны значительный взлет стремления к творческому поиску, жажда открывать новое. Учащиеся уже овладели определенной системой знаний, некоторыми умениями и навыками труда. Они стремятся активно использовать свои знания и умения, испытывают потребность утвердить себя в глазах окружающих. Следует отметить, что творческие проявления у подростков являются неосознанными, вызванными не целенаправленным стремлением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающих условий, а эпизодическими обстоятельствами, важнейшими из которых являются соревнования, конкурсы, подготовка изделий к выставкам и др. Работа учителя по формированию творческих начал личности подростков начинается с включения его в общественно ценную трудовую деятельность, с пробуждения у него интереса к этой деятельности и создания внутреннего настроя на выдумку, наилучшее выполнение дела. В подростковом возрасте мотив любознательности, непосредственного интереса к новизне все более обогащается осознанным желанием попробовать свои силы и сделать что-то нужное, особенное для других. Социально направленный мотив творческой деятельности начинает выступать в единстве с мотивом познавательным. Эта характеристика мотива отражает этап интенсивного овладения социальным опытом, когда творчество выступает как средство активного его усвоения. В творчестве подросток видит способ служения людям, обществу и тем самым способ самоутверждения. Это выступает для него не только далекой, но и близкой перспективой. В результате может возникнуть переоценка своих возможностей, построение неосуществимых планов, проектов, поэтому педагогу важно показать реальные пути подготовки к «великим открытиям», вооружить подростков соответствующими подходами, знаниями, умениями. При организации трудовой деятельности подростков в этих целях педагог делает акцент на создание общей установки школьников на творчество: введение соответствующих форм работы, выдвижение творческих задач, продумывание девизов, лозунгов, под которыми проходит работа, определение системы педагогических ситуаций, стимулов, направленных на воспитание у учащихся личностной основы творчества, на учет результатов воспитания. Наряду с индивидуальными заданиями широко применяются групповые и коллективные формы деятельности, благодаря которым подростки учатся решать трудовые проблемы сообща, сотрудничать в труде. Организация коллективного творчества и совместного решения одной и той же проблемы с последующим обсуждением ее решений при правильном руководстве позволяет сократить время на усвоение опыта творческого поиска, а во многих случаях и определенного объема информации. Работа на занятиях по рукоделию благодатна еще по ряду причин: · объекты труда не требуют значительных материально – технических затрат; · задания, как правило, носят прикладной, утилитарный характер и могут выполняться школьницами для собственных или домашних нужд, что стимулирует интерес к работе; · на этих работах, как нигде, может быть проявлена дифференциация, так как посильность работ может варьироваться в самых широких пределах; · школьницы в праве по собственному усмотрению выбирать изделия, их композицию, цветовую гамму и т. п., что способствует развитию самостоятельности и творческого начала; · любая тема раздела в 8 классе может быть выбрана в качестве творческого проекта; · приобретение практических навыков органично соединено с расширением представлений у девочек об истории края, традициях, обрядах, национальных костюмах и т. п. Полезно начинать занятия по рукоделию с показа больших, красочных, производящих ошеломляющее впечатление на девочек работ, выполненных либо самим энтузиастом – учителем, либо талантливыми предшественницами нынешних учениц. Убеждение в том, что каждая из них сможет стать автором таких же великолепных изделий, является важным побудительным мотивом. Очень важно на занятиях рукоделием рассказывать об истории данного вида искусства, о его распространении у различных народов. Это всегда интересно, а интерес на уроке – залог успешной работы учащихся. Завершение изучения раздела «Художественная обработка материалов» выставкой творческих работ, создание атмосферы состязательности между классами может стимулировать высокие результаты итогов обучения девочек различным видам декоративно – прикладного искусства.
Воскресенье, 19.05.2024, 17:04
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Поиск
Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Мегион
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 130
Мини-чат
Друзья сайта
  • Сайт МОУ "СОШ№2"
  • Сайт Барзул Е. В.
  • Сайт Мингалиевой Л. Х.
  • Сайт Скрипец И. В.
  • Сайт Соколовой Е. П.
  • Сайт Соколовской Н. В.
  • Сайт учителей истории
  • "Мегион Арт"
  • Статистика

    titovaelena © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz