Техническое творчество это вид человеческой деятельности, в результате которого создается технический продукт, обладающий новизной. Техническое творчество связывает в себе науку, технику и искусство. В этой связи, техническое творчество лишь отчасти относится к искусству, поскольку кроме собственно искусства развивает и использует достижения науки и техники.
В древности считали, что тайна создания изобретений доступна только богам. Египтяне верили, что астрономические приборы изобрел бог Тот, а способ изготовления пива - Озирис. Греки приписывали изобретение вина Бахусу, изобретение плуга - Гере. Римляне считали изобретателем способа обработки почвы Сатурна и верили, что богиня Деметра подсказала способ выращивания хлебных злаков легендарному изобретателю Триптолему.
Длительное время творческий процесс под влиянием метафизических представлений, догматов религии, агностицизма, биологического детерминизма и других идеалистических теорий считали таинственным, принципиально непознаваемым. Создание научно обоснованных представлений о творчестве стало возможным только в результате развития материалистической философии, рассматривающей творчество как имманентную характеристику человеческой деятельности вообще. Марксистско-ленинская диалектика стала методом всякого творчества. Она позволила подняться до правильных заключений, обобщений и выводов и в научной методологии изобретательства.
Со времени создания первых примитивных каменных орудий изобретательская мысль никогда не успокаивалась. Выдающиеся изобретатели античного мира имели представление о методах технического творчества и обучали этим методам своих учеников. Одну из первых известных попыток осмыслить методику изобретательства сделал знаменитый изобретатель античности Архимед. Его трактаты "Эфодикон" и "Стомахион" имеют большое методическое значение. В последнем трактате описываются способы создания новых технических объектов из стандартных элементов. Известна его игрушка из 14 пластинок слоновой кости различной конфигурации; с помощью транспонирования отдельных элементов можно было составить множество фигур - шлем, кинжал, колонну, корабль и т. д.
Творческий процесс изобретателя условно делится на четыре стадии: подготовка, замысел, поиск и реализация. Каждая из стадий имеет непрерывную обратную связь с информацией изобретения, опорными знаниями и освоенным фондом методики изобретательства и подразделяется на шаги (рис. 1).
На стадии подготовки происходит накопление знаний,. фактов, предпосылок и мастерства, осуществляется интеллектуально-творческая подготовка личности к изобретательству. Мечта изобретателя, как правило, рождается на основе выявления и осознания общественной потребности и объективно существующей проблемной ситуации. Стимулами при этом являются недовольство существующим положением и эвристическая установка на изобретательскую задачу. На этой стадии определяются также конкретная тема и ее основной вопрос или цель и возникает желание осуществить разработку этой темы.
История техники показывает, что изобретателями становились люди разных профессий, происходившие из различных классов общества, с неодинаковым уровнем подготовки. Крестьянин Ф. Блинов изобрел первый в мире гусеничный трактор, садовник Ф. Монье открыл способ изготовления железобетона, сапожник В. Каскаролла нашел светящееся вещество - люминофор, пароход создал ювелир Р. Фультон, официант парижского ресторана Ж. Ленаур построил первый газовый двигатель, повар Ф. Апперт изобрел способ консервирования продуктов, врач Мухаммед Абу Берк аль-Раси разработал способ получения спирта, крепостной крестьянин П. И. Осокин создал конструкции нефтяного двигателя, жатвенной машины, подводной мины.
Осознание факта, что область технического творчества доступна каждому, хотя уровень решения технических задач зависит от опорных знаний, психических качеств индивида и овладения методами и навыками творческой работы, есть первая предпосылка к изобретательству.
Другой предпосылкой к техническому творчеству является преодоление страха перед решением совершенно новой задачи. Благодаря массовому развитию изобретательства в нашей стране миллионы новаторов производства участвуют в решении различных по степени важности творческих задач. Однако многие рационализаторы неоправданно боятся взять на себя решение технических задач на уровне изобретения. Опыт работы творцов новой техники убедительно доказал, что при правильном методологическом подходе решить задачу на уровне изобретения не труднее, чем решить ее на уровне рационализаторского предложения с помощью беспорядочных слепых проб.
Возможности изобретательства огромны. Изобретателям удается даже опровергнуть обычное представление, отразившееся в народных поговорках. Так, например, известны старинные поговорки: "из паутины не свяжешь чулка", "из свиного уха не сделаешь шелковый кошелек". Изобретатель Э. Ж. Сент-Илер в 1709 г. продемонстрировал в Парижской Академии наук чулки и перчатки, сделанные из паутины. Чикагский химик А. Д. Литл, подвергнув химической обработке свиные уши, изготовил из них шелковистые кошельки.
Гениальные изобретатели - это прежде всего люди, первыми осознавшие общественные потребности и смело поставившие задачи для их удовлетворения.