Жили в одной деревне два брата. У младшего всё ладилось в жизни, а у старшего всё шло не так. Навестив старшего, младший спросил у него, что делает брат, чтобы изменить свою жизнь. Старший брат ответил, что трудится не покладая рук, но труд его безрадостен и тяжел. «Найди в своей работе радость», - посоветовал младший брат. Через год снова младший поинтересовался у старшего, стал ли его труд радостным. «Стал, - ответил брат, - но неприятности преследуют меня одна за другой». «А о чем ты думаешь, выполняя свою работу?» - вопрошал младший брат. И тут старший всё понял…
Очень важно учителю находить радость и удовольствие в работе, любить своих учеников, ждать от них успехов в учебе, хороших поступков. Несомненно, сочетание всех этих качеств ведет к совершенству. В подтверждение моих мыслей приведу авторитетное мнение мастера «школьного дела» Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Разными дорогами приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни. Научить можно тому, что любишь сам. Говорят: преврати работу в удовольствие, и тебе ни дня не придётся работать. Для меня работа учителя технологии – настоящее удовольствие! Ведь я не только занимаюсь любимым делом, но и имею возможность передать свои умения детям. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Роль учителя каждый понимает по-своему. Кто-то видит в нем просто преподавателя учебного предмета, я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников. Как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому сама стараюсь найти что-то новое, интересное.
Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни нужны люди адаптированные, творческие, активные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Таким образом, произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования диктуются самой жизнью. Это приводит к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, которые бы формировали у ребёнка потребности и способности к саморазвитию.
Это требует создания новой образовательной среды, в которой происходило бы становление личности ребёнка. Педагогическая идея моей концепции – создание образовательной среды, в которой бы формировалась личность ребёнка-творца, ребёнка-исследователя. Ведущее место среди методов, помогающих достичь решения поставленной задачи, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Ведь "человек рожден для мысли и действия", - говорили древние мудрецы. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся - сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Образно говоря, здесь сама окружающая жизнь становится творческой лабораторией, в которой происходит процесс познания.
Конечно, путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственный – исследовательский, бесспорно, один из самых эффективных. Создавая образовательную среду, в которой бы могла формироваться личность ребёнка-творца, вне сомнений, важно помнить, чтобы весь процесс формирования был окрашен положительными эмоциями и целиком отвечал потребностям творчески-активной детской натуры.