Министерство
образования Российской федерации
Ханты-Мансийский
автономный округ – Югра
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2»
Урок по технологии, блок «Культура дома»
Тема: «Элементы
декоративного оформления в интерьере жилого помещения».
Учитель технологии Титова Е.П.
Мегион, 2003
г.
…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека
будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем
труде.
О.Роден
Тема: «Элементы
декоративного оформления в интерьере жилого помещения».
Цель:
1.
Углубить представление у учащихся о предмете изучения
– декоративное оформление интерьера жилого помещения.
2.
Накопление знаний и умений по различным видам
декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьера; развитие
эстетического вкуса, творческого воображения, наблюдательности, инициативы,
интереса и индивидуальности к изучаемому предмету.
3.
Воспитание аккуратности в исполнении изделия.
Тип урока:
Урок-практикум.
Форма работы:
Групповая, индивидуальная.
Методы:
Аналитическая беседа с элементами диалога. Активизация
познавательного процесса через виды и способы применения всех видов рукоделия в
оформлении интерьера жилого помещения.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Сообщение
темы и цели урока.
Мотивация:
Ø Какую
квартиру можно считать комфортной?
Ø Представьте
квартиры: вашу, ваших родственников, друзей, знакомых, совершенно одинаково
оформленными. Представьте ваши ощущения.
Ø Даже
природа за индивидуальность, говорят, что на дереве нет двух одинаковых листьев
и двух дождевых капель. Даже из множества снежинок – не найдешь две одинаковые!
2.
Проблема: Хочется изменить интерьер своей
комнаты простейшими способами, используя самые привычные материалы такие, какие
есть у всех: банты, ленты, пряжа, кожа, природные материалы, т.д.
Композиция.
ü
Понятие композиции;
ü
Статические и динамические композиции;
ü
Композиционный центр;
ü
Выделение акцента в композиции;
ü
Компоновка элементов.
Искусство составление букета – одно из древнейших в мире.
Цветы украшают нашу жизнь, успокаивают, дарят редкие минуты созерцания и покоя.
В цветах – и чувства, и надежды, и залог счастья.
Прекрасны букеты из живых цветов!
Но не меньшее эстетическое наслаждение
дарят нам художественные композиции из природных материалов: сухих листьев,
стеблей и цветов, корневищ, веток и камней, раковин и птичьих перьев.
На сегодняшнем уроке мы попробуем
раскрыть секреты и тонкости составления букетов из засушенных растений. Каждому
из вас необходимо создать свою композицию. Торжественно-элегантные,
роскошно-декоративные или традиционно-деревенские, эти композиции придадут
вашему дому свежесть, подчеркнут стильность обстановки и обеспечат хорошее
настроение.
3.
Актуализация.
Дом – это место, где человек отдыхает, живет. Здесь он может
предаться размышлениям, зная, что ему никто не помешает заняться любимым делом,
развлекаться в кругу близких друзей. Для всего этого должен быть
соответствующий интерьер квартиры.
Интерьер, в
переводе с французского, - «внутренний». Иными словами, это внутренний мир
дома, складывающийся из отдельных вещей.
Мы уже знаем различные
виды рукоделия, которые используются в интерьере:
ü Вязание
крючком, на спицах;
ü Лоскутное
шитье;
ü Вышивка
простейшими швами;
ü Вышивка
шелковыми лентами;
ü Искусство
батика;
ü Плетение из
лозы, соломки;
ü Кожа;
ü Цветочный
дизайн; и т.д.
4.
Тренировочные упражнения.
Букет из сухих цветов – это замечательное, ни на что не
похожее украшение. Может быть, засушенным растениям и не хватает свежести и
нежности только что срезанных цветов, зато изысканные композиции из сухоцветов
будут радовать особый шарм вашему дому.
Составить красивый букет не так просто, как кажется на первый
взгляд. В основе любого настоящего букета лежит, прежде всего, хорошая
творческая идея, поэтому начинать работу всегда следует с тщательно
проработанного эскиза.
Чтобы успешно соединить все элементы букета в сложную
композицию, требуется не только вкус, но и ловкость рук, умение пользоваться
специальными инструментами.
Показ
учителем различных видов рукоделия используемых в оформлении интерьера.
Ознакомление учащихся с цветочным дизайном, используемым в оформлении
интерьера.
5.
Самостоятельная работа.
Изготовление композиции с использованием сухих цветов,
бросового материала.
Необходимые инструменты для работы:
1.
пистолет для силикона (или клей ПВА, момент);
2.
проволока, плоскогубцы, ножницы, нож-лезвие;
3.
бечевка, шпагат;
4.
ленты, шелковые ленты, холщевая тесьма.
5.
иглы, булавки.
6.
Консультация и текущий инструктаж.
Соблюдение
правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.
1.
Иглы и булавки хранить в подушечке или игольнице.
Работать с наперстком.
2.
Сломанную иглу не бросать, а класть в специально
отведенную для этого коробку.
3.
Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или
рабочей коробке.
4.
Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
5.
Перед работой «пистолетом» для силикона проверить
исправность шнура.
6.
«Пистолет» включать и выключать только сухими руками,
берясь за корпус вилки.
7.
Ставить «пистолет» на подставку.
8.
До начала работы необходимо вымыть руки.
9.
Рекомендуется делать перерывы в работе, так как при
долгом занятии утомляются глаза, устают пальцы.
7.
Анализ работ учащихся.
1.
Композиционно-пространственное решения изображения:
v
совмещение планового изображения с фронтальным;
v
наличие в композиции многоплановости;
v
выделение главного;
v
целостность в композиции;
v
соподчинение второстепенного главному;
v
закон ритма.
2.
Творческое владение техническими навыками в работе с
материалами:
v
аккуратность в работе;
v
четкость изображаемой формы;
v
деталировка формы;
v
выделение главного:
а) форма; б) размер; в) фактура; г) степень проработки.
3.
Художественное решение композиции:
v
декоративное решение;
v
образное решение;
v
разнообразность художественных образов;
v
детализация отдельных образов;
v
цельность композиции;
v
центральное размещение ведущего элемента
композиции;
v
оригинальность;
v
пластика формы.
Аналитическая мотивация.
Сегодня растет роль творчества в нашей жизни. Только когда
искусство станет насущной проблемой каждого, наше культурное наследие будет
сохранено и приумножено. А сделать это поможет эстетическое воспитание
школьников.
Декоративно-прикладное искусство должно
занимать одно из главных мест в развитии творческого начала у учащегося.
Творческое начало заложено в каждом человеке и наша задача – искать способы его
раскрытия. Как показывает педагогическая практика, вера в успех детей приносит
реальные плоды.
Главная цель – привлечь учащихся к
изготовлению интересных композиций интерьера жилого помещения. Так как это
оказывает влияние на развитие у них эстетического чувства, художественного
выражения творчества, способствует приобретению ими ценных качеств личности,
способности вдохновенно и планомерно заниматься какой-либо деятельностью.
В перерыве динамическая пауза.
Список используемой литературы:
1.
Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. – М.:
«ОЛМА-ПРЕСС», 2001. – 256 с.: ил. (Магия цветов).
2.
Сухие цветы: 100 идей для украшения вашего дома. – М.:
АСТ-ПРЕСС,. 2003. – 64 с.: ил.
3.
Скопцова М. Технология. Обслуживающий труд. Учебное
пособие для девочек 5-8 классов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 480 с.
|